Альтруистический генотип – ошибка эволюции или нет?

И вероятность, что животное (или человек) пожертвует собой во имя всеобщего блага, укладывается в математическую формулу. Выяснилось, что альтруисты есть не только среди людей, но и среди животных, как одноклеточных, так и высокоорганизованных. Эта формула была выведена ученым Холдейном в начале прошлого столетия. Ее суть сводится к тому, что альтруистические наклонности проявляются тем чаще, чем ближе генетическое родство между спасателем и спасаемым и чем больше вероятная возможность передать свой генетический материал будущим поколениям у спасаемого. Исследователь пояснил ее оригинальной сентенцией: «Я бы отдал жизнь за двух братьев или восьмерых кузенов».

А если выбор встанет между незнакомым ребенком и незнакомой бабушкой, он тоже очевиден, потому что у первого больше вероятность передать свои гены потомству. Иными словами, человек в экстремальной ситуации бросится спасать своих, и только потом – чужих. Все эти процессы происходят бессознательно и позволяют реализовывать законы эволюции. И пусть ребенок незнакомый, а значит, генетическое родство стремится к нулю; возможная выгода для малыша с точки зрения эволюции выше, чем репродуктивный ущерб, который наносит себе спасатель. Так как чаще альтруисты оказываются в ситуациях, когда приходится спасать своих, они успешно передают собственный генетический материал через кровных родственников, ради которых жертвуют собой.

Некоторые ученые считают, что число «жертвенных» особей постепенно возрастает от поколения к поколению. Вот поэтому-то в человеческом обществе альтруистов примерно одинаковое количество – от 5 до 10 %. И связано оно с тем, что люди делятся на группы, в которых оказывается неравное число альтруистов. Это явление было названо парадоксом Симпсона. Зато в группах, где альтруистов оказалось побольше, возникает атмосфера всеобщей взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет этой группе неплохо развиваться по сравнению с «эгоистичными» группами и давать человечеству толчок для дальнейшего роста. Там, где стремящихся жертвовать собой во имя всеобщего блага мало, быстро происходит их «выпиливание» и остаются одни эгоисты. В любой популяции есть группа «сомневающихся», то есть людей, которые способны быть альтруистами или эгоистами в зависимости от ситуации и условий среды; несложно понять, что и они переходят на «светлую сторону», поддаваясь общему порыву.

Альтруистический генотип – ошибка эволюции или нет?

Гены альтруизма

Причем воспитание и жизненные условия влияют на выбор того или иного поведения лишь в небольшой степени. Исследования показали, что человечество делится на три группы: альтруисты, эгоисты и «колеблющиеся». В количестве окситоцина, вероятно, и кроется причина альтруизма. Куда важнее оказались гены, которые кодируют окситоциновые и вазопрессиновые рецепторы в мозге. Чем его больше, тем значительнее склонность человека жертвовать собой ради других.

Зачем нужны эгоисты?

Предполагается, что альтруисты помогают сохранять популяцию и ценный генетический материал. Эгоизм и альтруизм представляют собой две особенности человеческого общества, которые позволяют в равной мере поддерживать его существование. В то время как эгоисты обеспечивают непрерывное развитие человеческого общества.

Это значит, что превыше всего с эволюционной точки зрения стоит передача собственных генов потомству. «Ген эгоистичен», – важно говорят исследователи. Его можно рассматривать как разновидность «общественно опосредованного» эгоизма, потому что это вполне эффективная стратегия по сохранению собственного генетического материала. И альтруизм – не такая уж безвозмездная жертва.

Она определенно из генетической группы альтруистов и просто следует программе, которую нашептывает ее нейронам окситоцин. Поэтому не стоит упрекать себя в жестокосердии, глядя на Анджелину Джоли, которая усыновила половину населения Африки. Так вы прослывете исключительно неприятным типом, а серьезные выгоды в долгосрочной перспективе вряд ли получите. Впрочем, впадать в другую крайность тоже не стоит, объявляя себя «генетическим эгоистом» и отказываясь помогать кому бы то ни было.

Альтруистический генотип – ошибка эволюции или нет?

Поэтому даже если в вашем генетическом коде прописан недостаток окситоцина, стоит сознательно делать добрые дела: хотя бы изредка посылать несколько сотен рублей в благотворительные фонды, помогать потерявшимся в магазинах бабушкам или развлекать несносного племянника, давая передышку его родителям. Человек – существо социальное, да еще и обладающее развитым сознанием. Но помогать окружающим стоит не только из соображений собственного удовольствия. Возможно, вам не повезло испытывать мощное дофаминовое подкрепление от совершения добрых дел, которое наверняка знакомо Анджелине Джоли, матери Терезе или Флоренс Найтингейл («альтруистический генотип» – это не только счастье, но и тяжелая ноша, которая определяет жизнь человека).

Как окружающий мир делает нас эгоистами или альтруистами

Исследователи обнаружили, что конкуренция внутри одного и того же вида способна стимулировать альтруизм. И все-таки пренебречь влиянием среды не получится. Наблюдение относится к насекомым, некоторым птицам и млекопитающим. Если община находится в состоянии войны с соседями, это усиливает взаимопомощь внутри враждующих групп. «Против кого дружить будем?» – известный прием, который используют и наивные школьники, и опытные политики для сплочения коллективов. Ученые утверждают, что подобная ситуация нередко наблюдается и в человеческом обществе.

Проблема состоит в краткосрочности действия препарата. В ходе экспериментов было доказано, что нанесение спрея окситоцина на слизистую носа делало испытуемых более щедрыми и доверчивыми. Поэтому создать идеальное общество медикаментозным способом вряд ли получится – во всяком случае, пока.

Счастливые люди более склонны делать добрые поступки, не ожидая положительной ответной реакции. Эмоциональный фон тоже влияет на склонность к альтруизму. С этим связаны случаи всеобщего единения для помощи другим во время терактов или катастроф, когда люди на время забывают о собственной выгоде и начинают действовать для блага незнакомцев. Плохое настроение, связанное с переживаниями других, также заставляет человека выбирать жертвенный тип поведения.

Альтруизм или эгоизм: что выгоднее?

Его описали Джек и Линда Палмер в своей книге «Эволюционная психология. В одном из городков штата Иллинойс как-то произошел интересный случай. Трехлетний малыш случайно упал в вольер с гориллами. Секреты поведения Homo sapiens». И пусть межвидовая доброта не несет никакой пользы с точки зрения эволюции, исследователи не считают ее чем-то необычным. Одна из самок бросилась на защиту, пронесла кроху через загон и положила около входа, где уже ждали спасатели и администрация зоопарка. «Человеческие добродетели берут начало в нашей животной природе», – заключают Джек и Линда Палмер.

Добро часто побеждает зло. Это серьезный аргумент в пользу того, что не все можно измерить математическими формулами и объяснить сухими эволюционными законами. К тому же добрые дела улучшают настроение и становятся причиной общественного одобрения. Вероятно, мы можем увеличить счет в пользу добра, независимо от собственного генотипа, неблагоприятных условий среды и даже враждебно настроенного окружения. Поэтому стоит практиковать их время от времени, хотя бы из эгоистических соображений повышения уровня дофамина в собственном мозге.

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*