Почему модные дома стали создавать коллекции high jewellery

Бриллианты от Chanel, изумруды от Dior, сапфиры от Louis Vuitton и рубины от Hermes! Уже восемь лет назад присутствие на престижной Парижской биеннале антикваров (где с начала 2000-х выставлялись профессиональные ювелирные марки – Cartier, Piaget, Boucheron, Bvlgari и Van Cleef & Arpels) французских модных лейблов ни для кого не было удивительным. Драгоценности с такими именами стали обстоятельной реальностью высокого ювелирного искусства.

Каждая fashion-компания имеет собственное «пояснение к интервью»: зачем она вторглась в этот тесный драгоценный мир, что она хочет получить от покупателя, как именно работает и как позиционирует свой инновационный ювелирный продукт. Модные марки сегодня играют по всем правилам непростого мира high jewellery и почти ничем не уступают в творческом и техническом соревновании историческим, столетним ювелирным домам. Конечно же, ювелирный мир – это ослепительное, аристократическое luxury-пространство, которое дает красоту, блеск, шик и приносит совсем немаленькие деньги. В чем-то эти развернутые, пленительные и уверенные «комментарии» у разных марок непременно будут похожи.

Не только разовой «входной» покупки, хотя она, безусловно, и важна. Чего же именно модно-ювелирные дома хотят от публики? Ювелирное позиционирование Chanel, Dior и Louis Vuitton, как мы уже сказали выше, похоже. Они хотят получить в свое распоряжение преданных коллекционеров; они хотят, чтобы за их украшениями охотились на аукционах. В этом году ряды модных ювелиров ожидаемо пополнил итальянский fashion-дом Gucci, представивший дебютную линейку high jewellery в июле в Париже. Особняком, как обычно, держится выдающийся дом Hermes.

Как известно, Габриэль Шанель успешно противостояла не только буржуазной жизни XIX столетия, но и классическому женскому костюму и фамильным драгоценностям. Первой на ювелирную тропу ступила марка Chanel. Однако в 1932 году она выпустила ювелирную коллекцию Bijoux de Diamants (дизайнером линейки выступил знаменитый художник стиля ар-деко Поль Ириб), в украшениях которой воспроизводились все популярные формы ар-деко, в частности харизматичная лента-бандо из белого золота и белых бриллиантов, спускавшаяся на лоб. Много лет подряд она призывала заменить дорогие семейные бриллианты на бюджетную жемчужную бижутерию и удачно показывала всем собственный пример (на многих фотографиях Шанель можно увидеть ее фирменное украшение – жемчужный сотуар в несколько рядов). С тех пор, кроме часов (премьера часовой линии состоялась в 1987 году – моделью Premiere), сложных и драгоценных, в Chanel выпускают несколько разных по цене драгоценных коллекций в год. Потом ювелирное искусство легендарной марки прекратило существование, но было благополучно возрождено в 1999 году. В этом году в рамках летней Парижской недели haute couture Chanel представила первую «русскую» коллекцию класса high jewellery – Le Paris de Russie de Chanel с элементами драгоценного кутюра (флагманский предмет линейки – это белоснежное колье-воротничок). Ювелирное искусство Chanel наследует основные коды и ключевые фигуры модного дома: камелии, гороскоп и звезды, жемчуг, кутюр (плетение, кружево, «вышивка» из золота), львы (знак зодиака самой Шанель).

Но это была именно великолепная костюмная бижутерия – с кристаллами и стразами исторического австрийского дома Swarovski. Дом Dior начал выпускать украшения еще в эпоху «царствования» самого Кристиана Диора, в 1949 году. В доме Dior сразу взяли высочайшую планку искусства и ремесла и позволили де Кастельян практически все: доступ к любым архивам, выпуск крайне лимитированных коллекций, поиск редких и дорогих камней, долгое и кропотливое производство украшений. Драгоценные украшения марка стала выпускать лишь в 2001-м: в качестве ювелирного дизайнера была приглашена светская парижанка и настоящая аристократка, подиумная модель и муза самого Карла Лагерфельда, рыжеволосая и статуарная Виктуар де Кастельян. Были созданы невероятные по палитре, камням и композиции цветы и предметы кутюра: именно Виктуар де Кастельян вновь ввела в моду австралийские опалы, технику бриллиантового напыления, разноцветные горячие эмали. Продукты high jewellery Dior производили впечатление даже на по-настоящему искушенную публику: это был непревзойденный и редчайший ювелирный сюрреализм. Как и Chanel, Dior выпускает и недорогие драгоценности коммерческого класса. Позднее, уже в середине 2010-х годов, драгоценные произведения Dior стали чуточку скромнее: марка почти полностью отказалась от фирменных для своей философии цветов, сосредоточившись на ювелирном кутюре (драгоценные ленты, банты, завязки, кружево, вышивка).

Дизайн первых коллекций high jewellery поручили модному немецкому ювелиру Лоуренсу Баумеру, который много лет живет и работает в Париже (его офис находится на сакральной для ювелиров Вандомской площади). Дом Louis Vuitton начал выпускать небольшие украшения еще в 2007-м, а драгоценности экстра-класса – в 2011-м. В 2015 году на Вандомской площади был открыт дебютный ювелирный магазин Louis Vuitton, на верхнем этаже которого находится ювелирное ателье high jewellery. Лоуренс Баумер не стал особенно раздумывать над концепцией, а предложил симпатичные и очень качественные кутюрные вещи, которые бы напоминали покупателю о том, что Louis Vuitton – это французская марка багажа, одежды и аксессуаров. Драгоценности Louis Vuitton, которые отличает не дизайн, а первоклассные драгоценные камни, пользуются успехом в первую очередь у азиатских поклонников прославленного бренда.

Очень сложные по палитре и композиции «высокие» украшения Gucci были посвящены флорентийскому стилю барокко: перегруженные мельчайшими деталями, сложносочиненные, тяжеловесные, символичные, они никак не подходили под главный тренд последних ювелирных лет – стиль минимализма. Модный дом из Флоренции Gucci уже двадцать лет выпускает миловидные ювелирные украшения коммерческого уровня, линия high jewellery была продемонстрирована только летом этого года, и она вызвала ажиотаж среди прессы и покупателей (как, собственно, и все, что в последние годы делает в Gucci главный дизайнер компании Алессандро Микеле). В целом коллекция произвела благоприятное впечатление, остается, впрочем, дождаться ответа на важный вопрос: а как это барокко будет продаваться? Однако в этом и был весь хитрый расчет Gucci: создать вещи, которые смотрелись бы как исключительно фирменные, итальянские, флорентийские. Предположу, что хайп вокруг fashion-искусства Gucci самым непосредственным образом отразится и на новейшей ювелирной «ветке».

Производство часов и аксессуаров из серебра было налажено в Hermes еще в 1920-х годах, и марка честно придерживалась всех известных принципов стиля ар-деко. И наконец, дом Hermes, основанный Тьерри Эрмесом в 1837 году в Париже, – самый старый из всех модных домов, производящих сегодня ювелирные украшения. Однако в середине 2000-х годов в дом был приглашен французский дизайнер Пьер Арди, обувщик, хозяин марки превосходной обуви Pierre Hardy. До начала 2000-х годов в Hermes производили серебряные украшения, причем большие, например сотуары. И Арди разработал свою любопытную ювелирную идеологию. Сначала Арди был ответственным только за обувь Hermes, но позднее ему поручили и ювелирное направление. Ювелирные украшения Hermes – часть фирменного облика марки, я хочу, чтобы и наши золотые вещи оставались именно аксессуарами!» – говорил Арди в интервью. «Я не хочу быть конкурентом мастерам Boucheron, и мы не будем искать огромные драгоценные камни.

Никаких циклопических драгоценных камней, никаких цветов: в Hermes традиционно исповедуют минимализм. По ценам, конечно, золотые вещи Hermes вряд ли аксессуары, но по облику это именно они: Арди использует все ДНК дома, начинавшего как мастерская конской упряжи. Иногда она даже длиннее, чем очередь в Cartier. И именно своим отказом преследовать традиционные ювелирные цели хитроумный Пьер Арди добился необыкновенного успеха: за золотыми вещами этой великой марки, как за знаменитыми сумками Birkin и Kelly, всегда стоит огромная очередь.

Ваш комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*